Отзвенел первый звонок, отзвучал в очередной раз «Школьный вальс», завяли гладиолусы. Праздник первого сентября остался позади. Наступили школьные будни. А где будни – там и проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники: адаптация к школе, ранее вставание, необходимость учить уроки, выполнять школьные правила, ладить с одноклассниками и учителями. Легко ли первоклассник адаптируется к школе?

Если ребёнок охотно ходит в школу, гордится своим новым почётным званием школьника, учится легко и с удовольствием, старательно, без понуканий, занимается и в школе, и дома, заводит дружеские отношения с новыми товарищами, с готовностью выполняет задания и предлагает что-то своё, проявляет инициативу – значит, у него высокий уровень адаптации к школе. Поддерживайте сына или дочку, будьте внимательным и заинтересованным слушателем, если ваш первоклассник захочет поделиться полученными знаниями или рассказать об отношениях с друзьями, учительницей,  терпеливо объясняйте непонятное – и всё будет хорошо.

Ваш ребёнок дисциплинирован, аккуратен, старается делать всё по правилам, учительница им в общем довольна, с одноклассниками тоже неплохие отношения – но нет огонька в глазах, нет стремления к знаниям? Это средний уровень адаптации. Такому первокласснику нужен постоянный контроль взрослых: в школе – учителя, дома – родителей. Он будет работать сам, только если ему интересно, если же скучно или не сразу получается – бросит дело, не закончив.  Дальше – больше: приготовление «трудных» заданий затягивается  до позднего вечера. Без контроля со стороны взрослых ребёнок может запустить учёбу. Что нужно такому школьнику? Прежде всего – внимание и дисциплина. Занимайтесь с ним дома, только ведите себя спокойно и доброжелательно, без волнений, не повышая голос. Ребёнок почувствует вашу уверенность в его будущих успехах, и это придаст ему силы. Поговорите с учительницей, попросите уделить особое внимание вашему чаду.  Постепенно всё наладится.

Низкий уровень адаптации первоклассника к школе – это постоянная головная боль и для учителя, и для родителей, и для самого ребёнка, и даже для его одноклассников – словом, для всех. В школу такой ребёнок отправляется без всякого желания, норовит «заболеть», чтобы остаться дома. На уроках не слушает учителя,  думает о чём-то совсем постороннем, или того хуже – вертится, разговаривает, нарушает порядок, отвлекает остальных. Домашние задания выполняет из-под палки, родителям приходится по много раз всё ему объяснять, «разжёвывать». Естественно, при таком отношении к учёбе оценки  всегда плохие. И друзей-приятелей у него в классе, как правило, нет. Среди первоклашек с низким уровнем школьной адаптации встречаются даже такие дети, которые до конца учебного года не могут запомнить имена и фамилии одноклассников. Если ребёнок плохо адаптируется к школе, ему необходима помощь не только родителей и педагога, но и психолога. Иначе может развиться так называемый школьный невроз.

В чём причины школьной дезадаптации первоклассника? Скорее всего, причина проста: ребёнок ещё слишком маленький. Рано ему в школу. У него слишком незрелая психика. Ребёнок может уметь бегло читать, писать, считать, может обладать прекрасной памятью и высоким интеллектом – но, если он не умеет различать «можно» и «нельзя», «хочу» и «надо»,  – к школе он не готов. Почти в каждом первом классе есть ученик (а то и не один), который посреди урока выходит из класса просто потому, что ему так захотелось, без разрешения пересаживается с парты на парту, может достать пакет с завтраком и начать есть… Дети смеются, учительница сердится… Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь оказались в классе в положении изгоя?

Кроме того, надо обратить внимание на здоровье ребёнка: достаточно ли оно крепкое для того, чтобы малыш мог отработать полный рабочий день (без кавычек!)? Ведь он должен не просто смирно сидеть за партой – он должен на всех уроках работать, усваивать знания!

Такие разные наши первоклассники, адаптация к школе у них тоже разная! Помогите своему ребёнку, если ему трудно приходится в школе. Поговорите с ним, выясните, в чём именно он слаб.  Может быть, ему не хватает самостоятельности? Или он плохо умеет общаться с детьми и взрослыми? Или, наконец, ребёнку неинтересно учиться (как говорят психологи, нет мотивации)? Найдите причину трудностей и постарайтесь её устранить. Обратитесь за содействием к учителю, ещё лучше – к психологу,  а если ребёнок не может выдержать школьную нагрузку из-за слабого здоровья, то потребуется помощь врача.

Ваша Советница.