Усидчивость – от слова «сидеть». Способность долго сидеть на одном месте и сосредоточенно заниматься делом. Усидчивость у детей – качество не врождённое, оно приобретается благодаря воспитанию. Без усидчивости школьнику будет трудно справляться с учёбой, а взрослый человек не обретёт таких хороших качеств, как упорство, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. Как же воспитать усидчивость?

Воспитание, как известно, начинается с самого раннего возраста. Родителям придётся приложить старание, чтобы воспитать у ребёнка усидчивость, потому что естественная потребность детей – движение. Большинство малышей – непоседы. Подвижный ребёнок – это нормально и хорошо, так и должно быть. Но присмотритесь, как ваш малыш играет. Бывает так: взял одну игрушку – не понравилась, бросил. Схватился за другую – тоже бросил, и так до тех пор, пока не переберёт все игрушки. Убрать их за собой не заставишь. Мама читает вслух книжку – ребёнок отвлекается, на слушает. Неусидчивый! Почему?

Не так уж редко усидчивость у детей зависит от …игрушек. Точнее, от их количества. Если игрушек слишком мало, то, скорее всего, ребёнку они надоели, он их уже «наизусть выучил». Неинтересно играть, поэтому и внимание рассеивается. Если же игрушек слишком много, это тоже плохо. При изобилии разных игрушек, одна другой ярче и завлекательнее, у ребёнка просто «глаза разбегаются», он не знает, чему отдать предпочтение. С этим справиться легко: пусть ребёнок сам выберет одну-две игрушки, с которыми будет играть, скажем, в ближайший час. Остальные пока отдыхают.

Усидчивость у детей зависит от темперамента. Из четырёх типов темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – самые большие проблемы с усидчивостью бывают у холериков и меланхоликов.

У ребёнка-холерика нервная система «устроена» так, что возбуждение преобладает над торможением. Отсюда и неусидчивость, невнимательность, излишняя подвижность. Холерики не любят однообразия. Такого ребёнка надо мягко, но настойчиво приучать к сдержанности, аккуратности. Поиграл – убери за собой игрушки. Начал лепить что-то из пластилина – закончи или, в крайнем случае, аккуратно убери пластилин на место, чтобы продолжить завтра. В общении с холериком главное – спокойствие и настойчивость. Если взрослый нервничает, повышает голос, у ребёнка возбуждение только нарастает.

Дети с меланхолическим темпераментом – обидчивые, ранимые, застенчивые, неуверенные в себе. Если у такого малыша однажды что-то не получилось, да ещё его за это отругали или высмеяли, страх неудачи остаётся надолго. Именно от страха ребёнок-меланхолик ни на чём не может сосредоточиться. Его неусидчивость – это бегство от возможных неудач. С такими детьми нужно обращаться мягко и тактично, больше их хвалить, подбадривать. Не бойтесь перехвалить: ребёнок-меланхолик и так слишком самокритичен, зазнайство ему не грозит.

Усидчивость у детей-сангвиников тоже часто бывает недостаточно развита, но уже по другой причине: этим детям интересно сразу всё, поэтому они склонны хвататься за много занятий одновременно. Помогите ребёнку из множества дел выбрать самое интересное, которым он всерьёз увлечётся.

Кто самый усидчивый, так это флегматик. Этому спокойному ребёнку неплохо бы стать более активным. Главное, чтобы сохранялся интерес к игре или работе, иначе спокойствие ребёнка-флегматика может перейти в вялость и безразличие.

Воспитание – это не «искоренение» недостатков, а развитие достоинств. Усидчивость у детей, как и другие хорошие качества, можно воспитать. Кто, как не родители, поможет ребёнку преодолеть психологические трудности и сделать жизнь интересной!

Ваша Советница.